Роструд предупреждает о мошенниках, выдающих себя за инспекторов труда
Федеральная служба по труду и занятости (Роструд) сообщила об участившихся случаях телефонного мошенничества (Информация Роструда от 18.11.2019 г. "По стране орудуют мошенники, выдающие себя за инспекторов труда"). По информации Роструда, мошенники по телефону представляются сотрудниками государственной инспекции труда и сообщают, что организации в скором времени предстоит пройти внеплановую проверку. После чего они предлагают платные услуги по подготовке к якобы готовящимся контрольно-надзорным мероприятиям, а также приобрести полиграфическую продукцию и литературу, что, со слов мошенников, гарантирует минимизацию негативных последствий любых проверок Гострудинспекции.
Подобные факты мошенничества были зафиксированы в Москве, Ставропольском, Пермском, Краснодарском краях, Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, Республике Коми, Пензенской, Кировской, Волгоградской, Самарской, Саратовской, Ульяновской, Владимирской, Воронежской, Костромской, Орловской, Брянской, Тверской, Смоленской, Курской, Рязанской, Мурманской, Липецкой, Астраханской областях.
Федеральная служба по труду и занятости напоминает, что ни Роструд, ни трудовые инспекции в регионах не оказывают никаких платных услуг и призывают работодателей быть бдительнее, а о подобных случаях мошенничества сообщать в правоохранительные органы. Также Роструд обращает внимание работодателей на еще один вид мошенничества от имени трудовых инспекций – рассылку фальшивых штрафов (Информация Роструда от 26.11.2019 "Вниманию работодателей! Мошенники от имени инспекций труда рассылают фальшивые штрафы"). По словам представителей Роструда, работодателям стали приходить фальшивые постановления о назначении административного наказания и требования уплатить административный штраф за якобы выявленные нарушения от имени государственных инспекций труда. Роструд рекомендует обращать особое внимание на реквизиты получателя в постановлениях о назначении административного наказания. В частности, при уплате штрафа перечисление денежных средств осуществляется на счет территориального органа Федерального казначейства РФ, а значит получателем платежа не может выступать никакая другая организация.
Рассмотрим подробнее, на что нужно обращать внимание при визите в организацию инспектора труда. Во-первых, плановые проверки проводятся на основании разрабатываемых Рострудом и его территориальными органами ежегодных планов. Включение организаций в план проверок осуществляется с применением риск ориентированного подхода (п. 32, п. 34 Регламента). Ежегодный план проверок размещается на официальном сайте трудовой инспекции в сети Интернет, поэтому работодатель всегда может проверить, предстоит ли организации проверка (п. 41 Регламента). Адреса официальных сайтов Гострудинспекций по регионам приведены в справке "Контактные данные инспекций труда по субъектам РФ"
Основания для проведения внеплановых проверок работодателей перечислены в п. 90 Административного регламента осуществления Федеральной службой по труду и занятости федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, утвержденный Приказом Роструда от 13.06.2019 г. N 160 (далее – Регламент)). Во-вторых, трудовая инспекция всегда уведомляет работодателя о грядущей проверке (Федеральный закон от 26.12.2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", п. 53, п. 97 – 99 Регламента)): - о плановой проверке – не позднее чем за 3 рабочих дня до ее начала (копия приказа (распоряжения) о начале проверки направляется работодателю заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении и (или) посредством электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, либо иным доступным способом);
- о внеплановой проверке – не менее, чем за 24 часа до ее начала (любым доступным способом (факсимильной связью, телефонограммой, телеграммой, нарочным)). В-третьих, непосредственно перед началом проверки инспектор труда вручает работодателю (руководителю организации или его уполномоченному представителю) под подпись заверенную печатью копию приказа или распоряжения на проведения проверки (п. 56 Регламента).
Приказ (распоряжение) на проведение проверки издается руководителем территориального органа Роструда (трудовой инспекции) или его заместителем (п. 48 Регламента).
Форма приказа о проведении проверки утверждена Приложением 1 к Приказу Минэкономразвития России от 30.04.2009 г. N 141. В-четвертых, одновременно с вручением работодателю приказа о проведении проверки инспектор труда предъявляет служебное удостоверение.
Форма служебного удостоверения инспектора труда утверждена Приказом Министерства труда и социального развития РФ от 26.03.2001 г. N 42 "Об утверждении Положения о служебном удостоверении должностного лица федеральной инспекции труда".
Работодатель имеет право потребовать у инспектора труда документы, подтверждающие его полномочия, а также ознакомиться с административным регламентом проведения проверки (п. 56 Регламента). В-пятых, если проверка плановая, то ее предмет должен ограничиваться перечнем вопросов, включенных в проверочные листы (списки контрольных вопросов) (п. 11.3 ст. 9 Федерального закона от 26.12.2008 г. N 294-ФЗ, п. 51, п. 55 Регламента). Формы проверочных листов, применяемых при проверке трудовой инспекцией, утверждены Приказом Роструда от 10.11.2017 N 655. Реквизиты проверочного листа, который будет использован при проведении плановой проверки, указываются в приказе (распоряжении) о проведении проверки. Инспектор труда не имеет права осуществлять проверку по вопросам, которые не входят в перечень, определенный проверочным листом.
В свою очередь, предметом внеплановой проверки является соблюдение работодателем обязательных требований, выполнение предписаний, проведение мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни и здоровью граждан и (или) ликвидации последствий причинения такого вреда (ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.12.2008 г. N 294-ФЗ, п. 89 – 91 Регламента).
В-шестых, недопустимость взимания платы за проведение мероприятий по контролю является одним из принципов защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного и муниципального контроля (ст. 3 Федерального закона от 26.12.2008 г. N 294-ФЗ).
Это означает, что оплата за осуществление проверок осуществляется из средств соответствующего бюджета и осуществление данных мероприятий за счет проверяемых лиц не допускается. Поэтому если вашей организации от лица трудовой инспекции предлагают какие-либо платные услуги, рекомендуем сразу же обратиться в правоохранительные органы.
Кроме того, рекомендуем работодателям ознакомиться со ст. 20 Федерального закона от 26.12.2008 г. N 294-ФЗ, в которой приведен перечень грубых нарушений требований к организации и проведению проверок. Если работодатель посчитал, что в ходе проверки было совершено какое-либо из грубых нарушений, он вправе обжаловать такую проверку в прокуратуру или в суд и добиться признания результатов проверки недействительными.