Особенности проведения СОУТ на рабочих местах водителей городского наземного пассажирского транспорта общего пользования
Приказом Минтруда России от 30.06.2017 № 543н, официально опубликованным 14 декабря 2017 года, утверждены особенности проведения специальной оценки условий труда (СОУТ) на рабочих местах водителей городского наземного пассажирского транспорта общего пользования. Документ вступил в силу с 25 декабря 2017 года.
К городскому наземному пассажирскому транспорту общего пользования относятся автобусы, трамваи, троллейбусы, осуществляющие регулярные перевозки пассажиров и багажа.
Исследование и измерение вредных и опасных производственных факторов на рабочих местах водителей должно проходить во время специального рейса при работе на маршруте в эксплуатационном режиме. При этом не допускается использование приборов и поглотительных растворов, содержащих ртуть, агрессивные, воспламеняющиеся и токсичные летучие вещества, а также опасные (легковоспламеняющиеся, взрывчатые, токсичные, коррозионные и другие) вещества.
Вредные и опасные производственные факторы, подлежащие оценке:
- шум;
- электростатическое поле (для троллейбусов, трамваев);
- виброакустические факторы;
- параметры микроклимата;
- тяжесть трудового процесса (рабочая поза (работа в вынужденном (фиксированном) положении);
- напряженность трудового процесса (длительность сосредоточенного наблюдения (необходимость постоянного наблюдения за проезжей частью, салоном транспортного средства); плотность сигналов и сообщений в единицу времени; число объектов одновременного наблюдения; нагрузка на слуховой анализатор (необходимость восприятия речи диспетчера, пассажиров и сигналов от участников дорожного движения); активное наблюдение за ходом производственного процесса; нагрузка на голосовой аппарат (при отсутствии автоматических устройств для информирования пассажиров).
Установлены особенности учета объектов одновременного наблюдения при оценке напряженности трудового процесса. Также охарактеризованы минимальные значения числа сигналов и сообщений, получаемых в результате наблюдения водителем в боковые и салонное зеркала заднего вида транспортного средства.
При установлении итогового класса условий труда по параметрам напряженности трудового процесса требуется повысить его на одну степень в связи с осуществлением водителями профессиональной деятельности в условиях дефицита времени, с высокой степенью ответственности за результат такой деятельности, обусловленной значимостью возможной ошибки, возможностью возникновения особых дорожных ситуаций, способных создать риск для жизни и здоровья других лиц.
Отмечается, что в случае отсутствия на рабочем месте искусственных источников тепла и холода, предназначенных для создания оптимальных условий труда на рабочем месте и не предусмотренных конструкцией транспортного средства, класс (подкласс) условий труда по параметрам микроклимата повышается на одну степень.